Прямая трансляция с Берега Человечьей Кости


автор Гари Брехер

Меня тут в паре писем просят рассказать о войне в республике Кот-д'Ивуар («Берег Слоновой Кости»). Что ж, попробую. Однако чем больше я читаю о тамошнем безобразии, тем больше убеждаюсь, что на типичной африканской войне дело не в организации поставок или оснащённости оружием. Чтобы по-настоящему разобраться в том, что творится в этих вывёрнутых с ног на голову государствах, нужно вернуться к основам, как-то: что такое государство? Что такое граница? В чём разница между африканской гражданской войной и войной традиционной?

На самом деле пара-тройка традиционных войн в Африке имеют место – как, скажем, у Эритреи с Эфиопией. То был поединок в духе доброй старины, с танковыми сражениями, артиллерийскими дуэлями, траншейными кампаниями и осадами. Но это не типичная африканская война. То, что творится в Кот-д'Ивуар, гораздо типичней: классическая западноафриканская лесная война побережья с трущобами, христиан с мусульманами, местных с иммигрантами.

На войне такого рода стороны избегают сражений. Они вкладывают все силы в этнические чистки и истребление всех селян, кому не хватает расторопности успеть на последний отъезжающий из города грузовик. В этом больше от нашествия муравьёв-кочевников, нежели от традиционной войны.

И ничего особенного в Кот-д'Ивуар тоже нет. Что у них там происходит, это лишь очередной эпизод одной долгой, медленной войны, что идёт по всей средней части Африки. Помните ту непонятную историю, когда конкурс «Мисс Мира» пришлось переносить из Северной Нигерии, потому что тамошним мусульманам это пришлось не по нраву? Это та же самая война, что идёт в Кот-д'Ивуар. Нигерия есть нечто вроде укрупнённого Кот-д'Ивуар с тем же самым основным раскладом: в основе своей это война людей с побережья, которые в некотором роде европеизированы, против людей из глубины материка, своего рода африканских горцев-абреков. Разделение на побережье и материк происходит по всей Африке, но особенно жёстко на западном берегу.

Всё это связано с тем, как в Африку попала религия. На континент надвигались две мощных религии. С севера неспешно надвигались мусульмане, а христиане перемещались внутрь материка со своих небольших аванпостов на берегу Атлантики. Позже христиане также начали пробираться вверх по рекам, начиная от каучуконосных территорий вокруг Конго. В итоге бедные старые дикарские боги валились с алтарей, точно фишки домино, под натиском имамов, теснивших их с севера на юг, и миссионеров, загонявших их вглубь материка.

Отсюда и масса этих самых африканских гражданский войн. В далёкие шестидесятые в Нигерии случилась мощнейшая и кровавейшая из всех таких «гражданских войн», когда народ ибо (или игбо) решил, что с него довольно жить под одной крышей с хауса и йоруба. Ибо провозгласили независимость и учредили своё собственное государство, «Биафра». (Если вы когда-либо интересовались панковской хренотенью, то наверняка догадались, что отсюда и псевдоним Джелло Биафры.) Ибо давным-давно перешли в христианство, и у них было мало что общего что с полоумными мусульманами хауса, что с йоруба. В скором времени дело обернулось кровавой заварухой. Ибо лучше управлялись с техникой, чем внутриматериковые деревенщины-мусульмане, так что множество сражений выигрывали, едва давая им начаться. Однако остальной Африке было неинтересно, чтобы Нигерия разваливалась на части, и на Биафру навалились всем миром. Им отрезали каналы снабжения, и ибо принялись умирать в больших количествах. Отсюда и самые первые фотографии умирающих африканских младенцев. В конце концов они сдались и неохотно вернулись под крыло Нигерии. Но радости им это не принесло, как и мусульманам, что так сражались, лишь бы их у себя удержать. Они ненавидят друг друга и будут ненавидеть всегда. Побережье против материка; христиане против мусульман.

Слабо нарисовать политическую карту Африки по памяти? Я бы теперь, наверное, смог, после того как навёл справки об африканских войнах для этой статьи. А вот пару лет назад чёрта с два бы даже сумел назвать все страны южней Сахары, не говоря о том чтобы правильно начертить их границы.

Причин тому, что мы не помним, как проходят африканские границы, много. Во-первых, они не соответствуют числу населения, как у большинства государств. Многие считают, что у каждой этнической группы есть своя собственная страна: Франция у французов, Англия у англичан и так далее. По-настоящему правдой это не является нигде, даже в Европе – но когда вы оказываетесь в Африке, это становится полностью неверным. Большая часть африканских границ была проведена в 1884 году в Берлине, где европейцы собрались, чтобы поделить между собой Чёрный Континент. Их не волновало, какая этническая группа где проживает. Они просто хотели поделить добычу. Так что дело свелось к тому, которая из европейских стран пробралась туда быстрей и массовей (как сказал бы Натан Бедфорд Форрест – вполне возможно, превосходнейший из американских военных всех времён). Если у португальцев была парочка торговых домишек на побережье где-нибудь в Анголе или на Индийском океане, то они и откусили столько, сколько могли разжевать или даже больше и объявили весь этот кусок джунглей и саванны собственностью португальского короля.

Делёжка дошла до такой идиотии, что собственником Конго стал один человек, бельгийский король Леопольд. Она стала его личной собственностью, не государства Бельгия. А он распоряжался ей, как рабской плантацией. Никто не знает, сколько несчастных паршивцев он там поубивал с 1884 по 1910 год, когда он завещал Конго Бельгии. По наиболее вероятным предположениям, его надсмотрщики забили до смерти, застрелили, уморили голодом и ещё бог знает как умертвили десять миллионов человек. Так что не спешите винить бедных африканцев в том, до чего они довели свой континент. Может они и неплохо его испоганили, но у них было много помощников.

Лучшие его куски отошли странам, рано занявшимся колонизацией, типа Португалии или государств, попросту достаточно сильных, чтобы взять то, что хочется, типа Британии. Взглянув на карту Африки, скажем, восьмидесятилетней давности, можно заметить, что британцы забрали себе всё самое лучшее. Им принадлежала южная оконечность Африки, имеющая огромную важность для морской державы. Они отняли его у буров, которые украли его у готтентотов, которых уже всё равно побеждали банту, которые поколениями мигрировали из центральной Африки на юг. То есть, мысль ясна: границы африканских государств мало что значат. Граница там, сколько ты можешь оборонять.

Что оказывается истиной где угодно, рано или поздно. Взять хотя бы вас, русских: сколько по-вашему вы сможете удерживать Сибирь? Взгляните на то, как у вас падает рождаемость, и вспомните про миллиард китайцев, напирающих на границу. Мог бы я прожить достаточно долго, заключил бы пари у лондонских букмекеров, которые якобы делают ставки на что угодно. Поспорил бы, что Сибирь отойдёт к Китаю или Корее не позже, чем через полсотни лет.

Африка же отличается тем, что ты моментально проигрываешь, если не держишь свои рубежи в ежовых рукавицах. Что и происходит по всей Центральной Африке, включая Кот-д'Ивуар: народы побережья теряют хватку, на них скопом наваливаются мусульманские абреки, а селяне на промежуточных территориях перемалываются в муку.

В случае же с Кот-д'Ивуар, винить надо Францию. Они заявили права на эту страну в 1842 году. Местные провозгласили в 1944 году независимость – потому что Франция тогда, как вы, возможно, помните, была несколько, м-м-м, занята, решая небольшую проблемку с нацистским вторжением.

Что происходило после обретения независимости, было совершенно типично для Западной Африки. Сперва власть захватывает какой-нибудь местный авторитет с побережья. В Кот-д'Ивуар это был Феликс – дайте-ка проверю, как это правильно пишется – Феликс Уфуэ-Буаньи, который стал пожизненно избранным президентом. Когда в 93 году он умер, разверзлись все адовы хляби, что и творится там по сей день. Произошли обычные выборы с подтасованными результатами. Потом, когда по подтасованным результатам выборов у власти осталось побережное франко-говорящее племя, мусульмане с севера и из внутренних земель обиделись, что обернулось военным конфликтом переменной интенсивности. Вот, более или менее, что там сейчас за ситуация.

Абиджан, крупный город на побережье, всё ещё в руках правительства. Но «повстанцы» прибирают к рукам внутренние земли. Там много иммигрантов из глубины материка, стран Сахеля, мусульманских государств, особенно Буркина-Фасо, и они помогают мусульманам пробиваться к побережью.

«Власти» делают всевозможные жесты в духе ООН: поверите вы или нет, но у них есть даже «Форум национального примирения». А другие западноафриканские страны, эти великие военные державы, прислали войска для поддержания «мира». Вот только мир в стране вроде Кот-д'Ивуар, это миф. Племя будет идти против племени, религия против религии, пока одна сторона не изничтожит другую. И если этого так и не произойдёт, то подлые нападения и мелкого пошиба массовые бойни будут попросту происходить вновь и вновь. И если вас это ужасает, примерьте на свои мозги вот такую мыслишку:

Возможно, им это НРАВИТСЯ.

Домой


Используются технологии uCoz