Ливан-2

Хезболла-бум!

автор Гари Брехер
2005-03-25 Ливан-2

23 октября 1983 года в бейрутскую высотку, полную американских морских пехотинцев, въехал и взорвался грузовик. Здание рухнуло. За несколько секунд погиб 241 морпех. Большинство из них даже не знало, зачем они там. Так что стоит немного ознакомиться с историей, прежде чем лезть в Ливан.

В прошлой статье я прошёлся вброд по кровавой истории Ливана от обретения им независимости до гражданской войны 70-х годов. В этот же раз я расскажу о вторжении израильтян 1982 года и о монстре, который из этого получился: о «Хезболле».

Ливан похож на Западную Африку: войны в нём не идут по отдельности одна за другой. Там идёт одна долгая, медленная война племён, которая время от времени то разгорается, то затухает, но никогда не исчезает – как грибковое заболевание.

Война, это просто ускоренная демография. А в Ливане демография ходит ходуном, как разлом Сан-Андреас. Сто лет назад большинство в Ливане составляла кучка твердолобых арабов-христиан, которые звали себя маронитами. Но их большинство стремительно таяло. Многие маронитские семьи уехали из страны (в основном чтобы торговать в Штатах дешёвыми мужскими шмотками), зато в страну понаехали толпы мусульман.

Мусульмане из страны никуда особо не выезжали; у них попросту не было на это денег. Поэтому они занимались тем, чем занимаются бедняки: сидели дома и делали детей. Довольно скоро мусульмане оказались в большинстве.

Насколько велико их большинство, никто не знает, поскольку переписи населения в Ливане никто не проводил уже пятьдесят лет. Во-первых, это слишком опасно – ведь вряд ли кому-то захочется за минимальный оклад ходить в Бейруте по квартирам, задавая совершенно незнакомым людям щекотливые вопросы об их этнической принадлежности и вероисповедании, как вы считаете?

Во-вторых, христиане не заинтересованы, чтобы кто-то сосчитал поголовье страны, потому что понимают, что большинство тех голов принадлежат мусульманам.

Согласно наиболее достоверным прикидкам, опубликованным ЦРУ в 1986 году, мусульмане (шииты, сунниты и друзы) составляют 75% ливанского населения. Христиан-маронитов лишь порядка 16%, плюс ещё 8% «прочих» христиан. Кто такие эти «прочие», я не знаю; надеюсь только, что это не «Свидетели Иеговы», поскольку у тех есть какие-то дурацкие правила насчёт переливаний крови, а в Ливане нипочём не угадаешь, когда тебе потребуется поллитра, а то и литр первой группы с положительным резусом.

Самая крупная и быстрорастущая группа в Ливане, это шииты. Скоро они окажутся в абсолютном большинстве, если ещё не оказались. И они за сирийцев. Держите эту демографическую бомбочку замедленного действия в уме, прежде чем восторгаться брехнёй об «арабской весне», которой нас нынче потчует телевидение. Бейрутские демонстранты, машущие по телевизору флагами с изображением кедра, это марониты. Они богаче, фотогеничней и лучше обращаются со СМИ, чем шииты из трущоб, но не забывайте, что марониты, это всего 16% населения. И их племя тает с каждым годом, в то время как шииты растут и множатся.

Когда наверху стоит слабая группа вроде маронитов, а сильная и растущая, вроде шиитов, внизу, может показаться, что всё спокойно и стабильно – пока что-либо не переломит статус-кво. Первым мощным толчком к взрыву в Ливане стал поток палестинских беженцев и партизан ООП из Израиля в 1948 году. Второй грянул, когда израильтян достали бомбёжки и вылазки ООП, и они решили вторгнуться в Ливан.

Первая крупная израильская вылазка в Ливан с целью искоренения ООП состоялась в 1978 году. В военном отношении это было легче лёгкого. ООП никогда не была по-настоящему опасной партизанской армией. Было у них сколько-то великих бойцов, вроде того парня, что в одиночку прилетел на дельтаплане в лагерь израильтян и перестрелял полдюжины бойцов ЦАХАЛа, прежде чем погибнуть. Но хорошие солдаты не создадут хорошей армии. Для этого нужны хорошие подразделения, а ООП больше соображал в том, как обложить население податью, чем как сражаться.

Израиль пронёсся по их лагерям в Южном Ливане и установил двадцатикилометровую буферную зону, выведя север Израиля из зоны миномётного обстрела. В качестве комедийного подкрепления подтянулся ООН – это его вечное амплуа. Попыхтел, посопел и разместил пятитысячное войско под названием Временные силы ООН в Ливане, укомплектованное бойцами великих военных держав типа Ирландии и Республики островов Фиджи, гордо носящими голубые каски и выкрикивающими ООНовский воинственный клич: «Не стреляйте, я кастрирован!» Они просидели в тех горах двадцать пять лет. Их бомбили и обстреливали все, кому не лень. Толку от них не было никакого, только выставили себя круглыми придурками. Клянусь, про них можно было бы снять отличный комедийный сериал – «Лазарет» бы рядом с ним показался милитаристской пропагандой.

Набег ЦАХАЛа в 1978 году прошёл так здорово, что израильтяне начали подумывать о планах помощней. Лёгкая победа может быть опасной – из неё можно сделать неверный вывод. Как, например, тот, который сделали израильтяне: «Если средненький рейд прошёл хорошо, значит, мощное гигантской вторжение пройдёт ещё лучше!»

Они совершили его в июне 1982 года: 100 тысяч бойцов ЦАХАЛа ринулись прямиком в Ливан. Командовал ими мой собрат-толстяк Ариэль Шарон. Шарон мужик коварный; пообещал правительству Израиля, что только вычистит ООП из Южного Ливана, а сам задумал пройти до самого Бейрута. Рассчитывал, что с победителем спорить никто не станет. И действительно победил – поначалу.

Воевали израильтяне, прямо скажем, эффектно, особенно в воздухе. Сирийские ВВС отправили против израильских захватчиков всё, что у них было. И всё потеряли. Израильтяне научились у ВВС США, как управляться с дистанционно управляемыми аппаратами, роботами беспилотной рекогносцировки. ВВС США вложили миллиарды в эти классные штукенции, но сами ими не пользоваться не стали. Сексапильности маловато – кому же дадут генеральское звание за управление детскими модельками, какие запускают по выходным в парке тощие очкарики? Да и стоят тоже мало – ВВС США любят то, что стоит миллиарды. А эти можно купить в магазине «Умелые руки», чёрт бы их побрал!

У израильтян же бюджет был ограниченный, а воевать требовалось по-настоящему, так что о подобной ерунде они не думали и применяли крошечные радиоуправляемые самолётики для разведки и в качестве приманок для отвлечения радаров сирийской ПВО. За несколько дней они сбили 82 сирийских самолёта, сами не потеряв ни одного.

На земле дела шли примерно так же хорошо. ЦАХАЛ окружал палестинские лагеря и базы, бомбил их, хватал и допрашивал мирных граждан и отправлял всех подозрительных лиц в лагеря для интернированных – что-то типа мобильных вариантов нашей базы в Гуантанамо.

Получалось не столь чисто и красиво, как в воздухе. Израильтяне хотели, чтобы палестинцы навсегда покинули эту территорию, поэтому зачастую сперва бомбили, а потом задавали вопросы. Они оставили гарнизоны для присмотра за перемещёнными палестинцами, но основные силы двигались на север к Бейруту, подстёгиваемые Шароном, что есть мочи.

Когда летом 82-го года ЦАХАЛ достиг Бейрута, возник тактический вопрос: идти в бой и хватать Арафата и руководство ООП, рискуя понести потери в городских боях, или попытаться вынудить их сдаться, подвергнув районы ООП артобстрелу? ЦАХАЛ всегда тщательно старался избегать потерь – я имею в виду потери среди израильтян – поэтому они избрали план Б: бомбить город, пока не выкурят оттуда Арафата. Получилось мерзко; мощный, густонаселённый город, полный мирных беженцев, массированная бомбардировка фосфорными и кассетными бомбами. Никто не знает точно, сколько людей там погибло, но называются цифры от 20 до 50 тысяч.

Тем не менее, это сработало: Арафат и его офицеры согласились на сделку, по которой их выслали в Тунис, прочь с Ближнего Востока. И ООП в Ливане оказался разбит.

Едва израильтяне принялись праздновать (на родине война получила отличные оценки: её одобрило 80%), всё пошло не так. Как и у нас в Ираке, у Израиля был человек, которого планировалось поставить во главе страны: Башир Жмайель, страшный-престрашный главарь маронитских боевиков, гвоздь двойной закалки. Не успел он привыкнуть именоваться «господином президентом», как его взорвали в собственной штаб-квартире. И всё; вот вам и весь план.

Маронитские ополченцы скорбели на свой манер: убивая людей. Через два дня после убийства Башира ЦАХАЛ отправил его ополченцев в пару лагерей палестинских беженцев. Они убили всех, кого нашли – порядка тысячи беженцев, в основном женщин и детей. Что ещё хуже, в Бейруте находились телекамеры всего мира, так что это увидели все. Что было скверно для общественного мнения.

Настоящая же беда только начиналась: реакция шиитов. Шарон и ЦАХАЛ едва замечали тех шиитов по пути на Бейрут. Они гнались за ООП. То была большая ошибка – всё равно что гоняться за тараканом по кухне, не замечая в углу бешенного питбуля. Подравшись пару лет с полоумными шиитами, Шарон, должно быть, вовсю затосковал по тем денькам, когда у него был такой милый и безобидный враг, как ООП. Шиитам эти явившиеся без приглашения неверные по душе пришлись не больше, чем палестинцам – а уж драться они умели гора-а-аздо лучше, чем ООП.

Ливанские шииты под руководством иранцев основали «Хезболлу», «Партию бога» – и начали больно бить врага, применяя классический шиитский метод взрывников-самоубийц. (Тогда взрывы смертников ещё шокировали людей.) С тех пор пошло-поехало, один бабах за другим.

Бабах №1, апрель 1983 года: подрывник-смертник из «Хезболлы» уничтожает посольство США в Бейруте. 63 погибших.

Бабах №2, октябрь 1983 года: подрывник-смертник из «Хезболлы» сносит в Бейруте многоэтажный дом с морскими пехотинцами. Убит 241 морпех. Ровно 20 секунд спустя после этого взрыва смертник из «Хезболлы» атаковал казарму французов, убив 58 французских десантников.

Бабах №3, ноябрь 1983: подрывники «Хезболлы» на грузовиках с взрывчаткой уничтожают штаб израильтян в Южном Ливане, убив 60 человек.

Израильтяне не сразу по-настоящему сообразили, в какую катастрофу вылилось их вторжение. Совсем как мы в Ираке, на первой стадии они побеждали с такой лёгкостью, что решили, будто могут делать всё, что хотят. Оказалось же, что, вышвырнув из Ливана ООП, они склонили баланс бандитского беспредела в пользу шиитов, самых новоиспечённых и презирающих смерть бандюг во всём квартале. И шииты не переставали бить ЦАХАЛ, пока тот не отказался от своей последней «буферной зоны» в Южном Ливане в 2000 году.

Когда в Южном Ливане израильтян начали трепать шиитские смертники, они попробовали прибегнуть к древнейшей уловке: нанять каких-нибудь местных головорезов, чтобы отвести жару от своих бойцов. Так создавалось это совершенно нелепое наёмное войско, Армия Южного Ливана. Это было войско-посредник ЦАХАЛа для выполнения грязной работы в Южном Ливане: охраны наиболее подверженных опасности быть взорванными блок-постов, содержания тюрем и допросных центров – такой вот весёлой, ориентированной на людей работы. Хорошая зарплата, наверняка собственная жизненная страховка.

Офицеры Армии Южного Ливана были маронитами, но большинство солдат были мусульманами – кому надоело жить дома и хотелось стабильного заработка. Как можно догадаться, местное население не особо их жаловало.

Когда в 2000 году израильтяне решили эвакуироваться из региона, им пришлось провести особые мероприятия, чтобы пристроить все 2500 солдат АЮЛ либо где-нибудь в Израиле, либо за границей – причём чем дальше, тем лучше. Поскольку, как я уже вам рассказывал, шииты никогда, никогда не забывают обид.

Если эта история вызывает в вас беспокойство по поводу Ирака – что ж, это не зря. Нынче «Хезболла» сильней, чем когда-либо, и по-прежнему тесно сотрудничает с иранцами и Сирией. Может, мы и способны вдохновить пару демонстраций в Бейруте, но не давайте ввести себя в заблуждение. Там, в городских трущобах и крошечных деревеньках Южного Ливана, ждёт своего шанса бесконечный запас мучеников. Возможно, они не столь телегеничны, но впечатление производят неизгладимое.

Домой


Используются технологии uCoz