За твой дом заплачено геноцидом, приятель

автор Гари Брехер

После моей последней статьи о первобытных войнах в Африке мне пришла куча писем, суть которых такова: «Фу, какая мерзость! Может, лучше про нормальные американские войны?» Что ж, мужики, у меня для вас новость. Первобытные войны сыграли в формировании Америки куда большую роль, чем когда-либо в Африке.

Где вы живёте? Не спешите с ответом. Кто там жил 300 лет назад? Вы живёте там, не нуждаясь в разрешении какого-нибудь вождя, потому что ваше племя уничтожило его племя. За вашу землю заплачено войнами первобытного типа. И это происходило с такой же бесчеловечностью, как происходит сейчас в Африке, до последней детали.

Возьмём Монтану. Нынче это площадка отдыха для каждого голливудца-левого, однако 150 лет назад она была вакантна для всех желающих. Племена североамериканских аборигенов либо сражались, когда к ним попёрли англо-американцы, либо договаривались, либо бежали. Те, кто сражались, проиграли. Ряд сражений по ходу дела они выиграли, но эти мелкие племена сражались против англо-американцев, самого крупного и страшного племени в мире. Те, кто договаривался, с самого начала понимали, что племя, которое сильней, рано или поздно возьмёт то, что хочет. Те, которые бежали, столкнулись с извечной проблемой: на те единственные места, куда можно было бежать, уже претендовали другие племена. Единственным решением в рамках простых и жёстких правил первобытной войны было уничтожить чужое племя.

Так родилось решение сиу уничтожить кроу в 1860 году. Сиу были свирепым народом. Не верьте кевин-костнеровской брехне из «Танцев с волками». Сиу жрали волков на завтрак. Они брали, что хотели – землю, лошадей, рабов – у кого хотели. Но они уже начинали понимать, что с белыми людьми драться не смогут. По сути та же история войны навахо с юта, только в более крупном масштабе: в долгосрочной перспективе земледельцы всегда побеждают охотников, потому что могут прокормить намного больше ртов. Сиу, кочующие охотники на буйволов, были одной из самых лучших лёгких нерегулярных кавалерий в мире – Чингисхан был бы от них в восторге. Но они не в силах были соперничать в численности с белыми фермерами, заполоняющими равнины на территориях сиу.

Округ индейцев кроу, что в Восточной Монтане и Вайоминге, всё ещё оставался вне досягаемости белых, и сиу решили уничтожить кроу и захватить их землю. Вождь сиу произнёс речь, в которой с классической простотой обозначил стратегические цели первобытной войны:

«Сегодня, когда сядет солнце, абсароки [кроу] больше не станет! Мы убьём всех их воинов и даже стариков; мы сохраним жизнь их маленьким сыновьям и вырастим из них воинов дакота [сиу], и мы женимся на их жёнах и дочерях, чтобы вырастить побольше воинов для борьбы с белыми, когда те последуют за нами на наши новые земли.»

План был толковый. Провалился он из-за того, что кроу узнали о нём. Они были наготове, когда напали сиу. Произошло сражение – что не входило в планы сиу – на ручье Прайор неподалёку оттуда, где сейчас город Биллингс штата Монтана, и сиу были разбиты. По иронии судьбы ручей Прайор питает реку Биг-Хорн, на которой сиу предстояло одержать великую победу над белыми, уничтожив целое войско Кастера через 16 лет после поражения на ручье Прайор.

Даже если бы сиу удалось захватить земли кроу, особой пользы им бы это не принесло. К 1900 году и кроу, и сиу, и все другие племена Великих Равнин были уничтожены. Силы были слишком неравны. Будь то классическая первобытная война, как сейчас в Африке, их бы стёрли с лица земли, пощадив несколько мальчишек, которых воспитали бы членами племени завоевателей. И во многом так оно и произошло: остатки племён были загнаны за забор, вытеснены на самые невостребованные земли, какие только удалось найти, а их дети отправлены в американские правительственные школы-интернаты приобщаться к англо-американской культуре.

Знаменитые расправы типа бойни на реке Вундед-Ни в 1980 году, когда 300 бежавших из резервации индейцев сиу были расстреляны седьмым кавалерийским полком (не успевшим отойти от гибели Кастера), обычно воспринимаются как нечто шокирующее и грязное, как некие «бессмысленные» дикие выходки. Что есть чистейший вздор. Массовые расправы, это стандартный для первобытной войны метод обращения с пленниками из побеждённых племён, особенно если те показывают зубы.

Сиу, погибшие у реки Вундед-Ни, оказались тяжелы в обращении. Они были последователями веры в «танец призраков». Религия, это последнее прибежище поверженных племён. Византийцы провели свои последние дни, молясь богу, когда турецкие пушки разносили стены их города. Сиу обратились к Вовоке, «пророку» из племени юта, который выяснил у бога, что если индейцы Великих Равнин станцуют «танец призрака», то вернутся их предки, истребят белых и вернут индейцам власть над всем и вся.

Почитайте, что проповедовали эти «призрачные танцоры», и увидите, что они подходили к ситуации по правилам классической первобытной войны: противная сторона должна уничтожаться целиком и полностью. Если бы они могли сделать это военным путём, они бы так и поступили; взамен они об этом мечтали.

Видение Вовоки представляло из себя чистейший и элементарнейший контргеноцид: бог создаст новый слой земли толщиной 10 метров, и все белые окажутся похороненными под ним – станут окаменелостями быстрого приготовления. Новая почва станет замечательным пастбищем – с такой-то массой бледнолицых удобрений – для буйволов, которых бог расселит по равнинам, и индейцы унаследуют Землю.

Иными словами, у обеих сторон на уме был геноцид, поскольку в нём вся суть первобытной войны.

Мы, американцы, похоже, неспособны принимать подобные факты как есть. Мы не столь осознанно безжалостны и рассудительны, как британцы, которые ни единожды не сморгнув глазом устроили сотни расправ типа Вундед-Ни по всему миру, не лишившись при этом сна.

Нам же пришлось лгать о ней самим себе – сперва одна ложь, затем полностью противоположная ей. Сразу после «сражения» на Вундед-Ни конгресс разразился фонтаном патриотической брехни. Погибшим в «бою» бойцам было присвоено более дюжины Почётных медалей конгресса, высших наград нашей страны, невзирая, что большинство свидетельств о сражении сходится на том, что те кавалеристы почти наверняка погибли от шальных пуль собственных товарищей. Солдаты совершили одну из самых распространённых ошибок, какие можно допустить, устраивая западню. Они окружили лагерь сиу со всех сторон, так что когда они начали стрелять, каждый, кто промахивался мимо цели (в том числе две скорострельных пушки «Хочкис», способных выстреливать почти по снаряду в секунду) запросто мог попасть в солдат с противоположной стороны.

Потом, несколько поколений спустя, когда Равнины были благополучно распаханы под фермы, СМИ принялись рассказывать прямо противоположные враки, превращая сиу в героев, а 7-й кавалерийский полк в чудовищ.

Меня натурально бесит, как всякие Кевины Костнеры романтизируют мятежных аборигенов после того, как те надёжно распылены на атомы. И творится это уже не одну сотню лет. Британцы полностью истребили племена шотландских горцев – а это были именно племена – после того, как те подняли бунт в 1745 году. То была безжалостная, классическая первобытная война: людей вешали на поле боя, крестьянские хозяйства сжигались дотла, детей уводили, чтобы превратить в англичан, национальный шотландский язык и песни запретили законом. А потом, удостоверившись, что горцев больше нет, англичане начали романтизировать всё, что с ними связано, даже эти дебильные юбки, которые носили шотландские мужчины, потому что были слишком тупы, чтобы шить штаны по размеру.

Когда я рос, мои учителя норовили выставить сиу героями, а 7-й кавалерийский полк убийцами. В старших классах мне пришлось прочесть книгу «Схороните моё сердце у Вундед-Ни», и посмей я хоть намекнуть своей учительнице, что это не история борьбы добра со злом, она отчислила бы меня из школы прямо на месте. Каждый пролил море слёз, оплакивая бедных индейцев – вот только что-то я не замечаю, чтобы кто-то хоть заикнулся о том, чтобы вернуть им Калифорнию.

Домой


Используются технологии uCoz