Сомали: Взд-РОГ-нем!


автор Гари Брехер

ФРЕСНО, штат Калифорния -- С Африканского Рога, моей любимой зоны свободного огня, поступают вести добрые и вести плохие. Плохая весть, что в Сомали наступил мир. Добрая же весть, что это ненадолго.

Да-с, война возвращается на Рог со всем масштабом и размахом в виде классической стычки между эфиопами и исламистами. Поскольку абиссинские императоры веками били мусульман, а мусульмане ровно столько же им за это мстили, то налицо классический поединок, какого на Роге давно ждал каждый.

И нынче самое ему время, поскольку Сомали, обычно бесперебойный источник кровопролития и хаоса, под влиянием помешанных на порядке мулл весь погряз в законопослушании. Могадишо пока ещё не настолько бесхребетен, как Осло, но старые добрые деньки, когда в центре столицы собачник не мог выгулять свою арабскую гончую, не увёртываясь от шквального огня, ведомого выясняющими отношения с помощью установленных на крышах пикапов пулемётов, нажевавшимися до одури листьев ката 12-летними мальцами – золотой век, как я его называю – деньки эти позади.

До лета 2006 года всё шло просто прекрасно. Сомали подавала нам, лежебокам, пример высокооктановой демократии неконтролируемого огня. Затем к делу понадобилось подключиться проповедникам.

Проповедники всегда не к добру, где бы то ни было – я столько проповедей выслушал в жару без кондиционера, что пролитым мною в скуке и тоске потом можно было бы наполнить плавательный бассейн – но исламские проповедники даже более упёрты в своём всенеприятии, чем Южные Баптисты. Кроме, разве, одного – этой их затеи с джихадом. Тут им надо отдать должное.

Джихад, не будем кривить душой, штука крутая. А в остальном что? Весёлого-то мало, ведь аллах карает просто-таки за всё на свете. Вот, в принципе, почему сомалийцы и позволили исламистам, зовущим себя «Союзом исламских судов», захватить этим летом столицу и большую часть трущоб: им захотелось отдохнуть. Просто веселье начало заходить слишком далеко для слабонервных нытиков из их числа. Есть такой тип людей, что всегда вызывают полицию, когда у соседей шумная вечеринка. Им, видите ли, стало не по нраву, что детей приходится учить азам гражданской обороны раньше, чем первым словам, и они вызвали эти самые «исламские суды».

Я бы на их месте ходил по дворам (соблюдая осторожность, в бронежилете), взывая к пассивному большинству: «Послушайте, ведь это же Сомали! Вам выпало подавать пример для нас, остальных, увязших в офисных буднях! Смиритесь же с этим! Что такое пара шальных пуль? Где ваша гордость?»

Так нет же, они сдрейфили и пошли за социальными консерваторами, точно как Денвер или Канзас-Сити. И точно как в Денвере, веселье было испорчено союзом большого бизнеса с церквями. Сомалийским бизнесменам стало утомительно платить за проезд пацанам, контролирующим заставы на дорогах, вот они и прикормили мулл да скинулись на мощную пропагандистскую акцию, и не успел никто оглянуться, а аллах уже за главного, и местные боятся слушать музыку за рулём. И ездят теперь по всему Могадишо «чётко в пределах скоростных ограничений», потому как превышение скорости Коран явно тоже не одобряет. Остаётся только гадать, как великие умы исламской грамоты сие вычислили.

Ведь на самом-то деле никто не знает наверняка, как судам шариата следует поступать с такими вещами, как футбол, стереосистемы и поворот налево в неположенном месте, потому как Мохаммед каким-то образом позабыл разузнать мнение высокопоставленного товарища на букву «А» по поводу всех этих технических диковин, однако существует простое правило большого пальца, применимое для данного случая: не нарушай, а то отрежут. И возможно не только палец. Есть сомнения, значит аллах против.

Так что приходится мне нынче перерисовывать воображаемый образ моего любимого города в виде тихого церковного местечка. Какая боль – Могадишо, последняя моя надежда, а там люди водят машины, как датчане!

Впрочем, винить их на самом деле тоже нельзя. Подзатянулось в Могадишо веселье; любому бы захотелось отдохнуть. Беспрестанный хаос с самого 1991 года, когда на смену Сиаду Барре пришёл... да, собственно, никто. Хунта 14-летних придурков на полноприводных «Тойотах». Оголтелый ислам после всего этого шума смотрится совсем неплохо.

Тут присутствует подоплёка, которую любители лихих исламских войн оценят по достоинству. В это же самое время к власти в Кандагаре пришёл «Талибан»: местное население устало от хаоса. Среди пуштунов ходит байка их собственного сочинения о том, что «Талибан» был просто кучкой безобидных любителей мусульманского богословия, которые взялись за оружие, когда два местных князька принялись разносить Кандагар в драке за некоего мальчика. (У пуштунов настоящий мужчина тот, кто любит настоящих мальчиков.) Повыскакивали талибы из своих медресе, повесили обоих князьков на стволах Т-62 и за несколько месяцев покорили почти всю страну.

Скорее всего это ложь. Про тех, кто знает, как пользоваться оружием, всегда появляются подобные истории. Кое-где в Миссури народ до сих пор верит, что Джесси Джеймс был Робин Гудом с заплёванной табачной жвачкой бородой. Сам-то я в этом сомневаюсь, но он был храбр и наводил страх на банкиров; этого было достаточно, чтобы сделать его героем. Благодаря талибам пуштуны заново обрели некоторое самоуважение, а женщины перестали бояться не ходить по улицам Кандагара и не учиться в школе – так что все были счастливы.

Сомалийская версия исламского правления не столь нетерпима к присутствию девчонок на улице. Да и всё равно чёрта с два бы кто сумел отнестись к женщинам хотя бы приблизительно так, как пуштуны; есть такая пуштунская поговорка: «Место женщины или в доме, или в могиле», и ещё одна, совсем убийственная: «Даже твоя собственная мать и сестра омерзительны». Занятный, однако, народ.

Подход сомалийцев к девчонкам даже близко не столь занимателен, возможно потому что сомалийские женщины изрядные красотки, гораздо симпатичней тех бородатых пуштунских дам. Лично я женщин Африканского Рога считаю одними из самых красивых на свете. Вот чем хороши голод и недоедание – сохраняют девчонок тощими, как фотомодели.

Так вот, когда номинальный руководитель «Совета исламских судов», товарищ из «умеренных» по имени Ахмед, вёл пресс-конференцию в университете Могадишо, одна девчонка задала ему вопрос: «А вы не из «Талибана»?»

На исламистов тех, похоже, работает какой-нибудь нечистый на руку Карл Роув, потому как шейх изобразил улыбку до ушей и сказал, весь сияя: «На самом деле мне очень приятно, что этот вопрос задаёт женщина – причём в университетском кампусе».

Великолепный ответ. Не сказал нет, просто сказал, что рад заснять данную сцену на видео, ведь это же такой отличный пиар: «Глядите, насколько свободны наши женщины! Как восхитительно дерзко повела себя эта девица, а я, шейх, даже не окунул её в кипящее масло! Не изумительно ли это?»

Дело ясное, что он наверняка отдал вполголоса частные указания какому-нибудь одноглазому джихадовцу с охотничьим тесаком, едва от него отвернулись камеры, и женщина та наверняка сейчас удобряет пустыни, но значение ведь имеет то, как материал подан. Эти не станут взрывать статуи Будды, как настоящий «Талибан». В плане работы со СМИ они ребята, что называется, продвинутые.

Военная обстановка в Сомали нынче проще и яснее, чем когда-либо с самого 1991 года: липовое «правительство в изгнании», сформированное в 2004 году в Кении, испарилось, едва показались бойцы «исламских судов». «Правительство» это никогда не представляло из себя ничего, кроме фасада, выстроенного западными посольствами и подпираемого западными деньгами.

Беда этой декорации в том, как мы видели уже порядка миллиона раз, что деньги заставят людей надеть костюмы и болтать про демократию, но деньги не заставят их воевать. Это сделает лишь серьёзная приверженность чему-то, либо племени, либо богу. «Исламские суды» торговали богом, и правительственные наёмники не пожелали идти против аллаха. Они пошли домой пасти своих коз. Так что нынче это «правительство» контролирует один маленький городок, Байдоа, после того, как потеряло Кисмайо, свой единственный морской порт. И посланники «исламских судов» стучатся в дверь, как стучали по утрам часов в 5, когда моему поганцу-кузену в очередной раз была пора ехать на курорт за колючей проволокой.

Будь собственные бойцы «правительства» единственной силой, на которой оно держится, Байдоа давно бы покорилась исламистам, и воцарился бы мир и покой с публичными порками за малейшее нарушение скоростных ограничений – 30 лишних плетей за превышение скорости вблизи школ.

Слава богу, что за правительством тем стоит Эфиопия, потому как сильная исламская Сомали эфиопам нужна меньше всего. По сути, Эфиопии вообще никакая Сомали не нужна. Они говорят, что Сомали занимает то, что должно быть эфиопской землёй, район Огаден. Эти две страны уже ходили воевать за него в 1977 году – с обычным для Африки результатом, отсутствием победителей и кучей трупов. Эфиопские вожди очень хорошо знают Сомали, потому как большинство из них жили в Сомали до того, как скинули Менгисту.

Эфиопия уже уступила другой свой потенциальный выход к побережью Эритрее, этакой африканской Пруссии, и чёрта с два они будут смотреть, как последние крохи недвижимости с видом на море падают в руки какого-то паршивого муллы-домостроителя, теребящего чётки для успокоения нервов. Вот они и тащат на себе эту жалкую пародию на правительство, а мы им помогаем, потому что – маэстро, туш! – истинное лицо «исламских судов» не столь симпатично, как шейх Ахмед. Тот-то у них украшение витрины. Истинным главой «исламских судов» является шейх Хасан Дахир Авейс, прелестный малый с выкрашенной хной козлиной бородкой и замашками самого что ни на есть отпетого талиба. (Что в некотором роде забавно, потому как талибы сочли бы его рыжую бородку омерзительной и повесили его на стволе того же Т-62, вздумай он прогуляться по Кандагару. «Вали со своим моральным релятивизмом куда подальше, битник хренов!»)

Авейс сражался против Эфиопии еще в войну 1977 года и с тех самых времён продолжает агитировать за могущество исламской морали и красоту отпиливания рук по пятницам. И Эритрея, последнее время, к моему прискорбию, несколько увлёкшаяся исламом, оказывает поддержку ему самому и его судебным исполнителям, лишь бы доставить этим беспокойство Эфиопии. Эритрея бы и гигантскому астероиду оказала поддержку, пообещай он стереть Эфиопию с лица земли на миллисекунду раньше, чем уничтожит всю остальную планету.

Вот что мне, собственно, и нравится в этих людях: у них всё по-серьёзному. Никакой рефлексии по поводу кровничества и междоусобиц. В чём и заключается добрая весть: возможно, центр Могадишо и законопослушен, как пригород Денвера, но это всего лишь замысел Авейса по постановке страны на подлинные военные рельсы. Как я уже говорил, лучшие солдаты получаются из организованных, законопослушных народов – взять тех же немцев или японцев, лучших солдат последнего столетия. Мухи не обидят... покуда не прикажут. Тогда на пути не стой.

Так что в конечном итоге на старом добром Роге всё хорошо. Просто мой народ идёт в ногу со временем, переоснащаясь с клановой войны на грандиозную схватку государств-наций, дабы напомнить нам всем, что сделало Европу 19 века великой.

Домой


Используются технологии uCoz